Порядок обучения детей-инвалидов дома

Дети с ограниченными возможностями развития могут проходить обучение в домашних условиях, а не в образовательных учреждениях. Это право закреплено в №273-ФЗ от 2012 года. Порядок обучения детей-инвалидов дома также регламентирован приказом Минздрава РФ от 2016 года. Рассмотрим особенности организации образовательного процесса, его особенности и методики.
Этапы организации обучения
Надомное обучение детей-инвалидов проводится организацией, с которой заключается соответствующий договор. Интересы ребенка представляют его родители или опекуны. Для запуска обучающего процесса в образовательную организацию подается письменное заявление по форме. Оно подкрепляется заключением психолого-медико-педагогической комиссии и справкой о состоянии здоровья.
На основании предоставленных документов издается приказ об организации обучения на дому ребенка-инвалида по адаптированной основной общеобразовательной программе. На следующем этапе родители подписывают договор об оказании услуг. В документе указывается его срок действия. Договор заключается на один год.
Для реализации основной общеобразовательной программы обучения ребенка-инвалида на дому разрабатывается персональный план в соответствии с медицинскими и санитарно-гигиеническими требованиями. В нем отражается перечень предметов или коррекционных курсов. Обязательный этап — составление календарного графика для проведения занятий и индивидуального расписания, которое согласуется с родителями. Своевременное прохождение программы контролируется руководителем образовательной организации. А педагоги следят за проведением занятий. На каждого учащегося заводится журнал, который ведут в соответствии с общими требованиями.
Дистанционное образование детей-инвалидов предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию. По результатам обучения составляется развернутая характеристика ребенка, в которой отражается, насколько удалось сформировать его жизненные компетенции. Выпускники получают документ государственного образца.
Весь процесс организации дистанционного обучения детей-инвалидов осуществляется несколькими педагогическими работниками. Определенные часы отводятся и на самоподготовку с внедрением электронных технологий при выборе соответствующего формата. Родители в любой момент по своей инициативе могут отказаться от услуг организации, с которой заключили договор, и прекратить занятия досрочно.

Ответственность педагогов и родителей: какие задачи решают
Обучение детей-инвалидов на дому предусматривает строгое выполнение ряда обязательств со стороны родителей и ответственных работников школы или иного учреждения. Законные представители ребенка должны:
- обеспечить доступ специалистов к занятиям на дому;
- создать условия, подготовить рабочее место;
- обеспечить присутствие одного взрослого члена семьи при обучении;
- своевременно информировать педагогов о необходимости отмены занятий по состоянию здоровья ребенка.
Преподаватели организуют весь процесс в соответствии с графиком и планом, своевременно заполняют электронный журнал, вовлекают ребенка в необходимые воспитательные мероприятия, но только по согласованию с родителями или опекунами.
Домашнее обучение детей-инвалидов в школе, другом учреждении предполагает выдачу бесплатных пособий, художественной и справочной литературы. Организация обеспечивает оптимальные условия для участия в предметных олимпиадах, иных формах досуга и дополнительного образования.
Компенсация за домашнее обучение ребенка-инвалида устанавливается на законодательном уровне. Она осуществляется образовательной организацией, в которую зачислен несовершеннолетний. Выплата производится при обучении в объеме не более трех часов в неделю.
Методы и формы обучения
Активное внедрение технологий дистанционного обучения детей-инвалидов позволяет им получать образование без очного посещения школ. Онлайн-формат используется при отсутствии у ребенка противопоказаний к взаимодействию с компьютером. Дистанционное обучение предполагает применение специальных электронных ресурсов с заданиями. Контроль их исполнения осуществляется родителями.
Для обучения детей-инвалидов на дому организация предлагает разные проверенные технологии, специально адаптированные для людей с ОВЗ. Образовательный процесс включает следующие методики:
- интерактивные — предусматривают максимальную вовлеченность учеников в коллективные процессы. Используются ролевые игры, моделирование жизненных ситуаций. Педагоги, обучающие детей-инвалидов на дому, совместно с ними проводят анализ полученной информации;
- адаптация материала и способов его подачи — для получения образования на дому детей-инвалидов обучают с применением средств дополнительной визуализации. Школьные материалы адаптируются, то есть сохраняется их сложность, но сокращаются содержания, упрощаются инструкции к заданиям. Некоторые задания дробятся на части для изменения алгоритма их выполнения.
Получать необходимые знания удаленно позволяет дистанционный центр детей-инвалидов. Его основная задача — создание условий для качественного образования учащихся с ОВЗ. Центры открываются в разных регионах РФ. Для обучения на дому с ДЦП и другими ограниченными возможностями здоровья, заболеваниями дистанционный формат стал оптимальным.